Наглядное моделирование в логопедии         

  Представляю Вашему вниманию свою разработку:

"Использование приёма "обобщённая схема" в развитии лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

Этот материал я подготовила как систематизацию опыта  использования  наглядного моделирования в своей работе с детьми 5-7 лет - для статьи в журнале "Логопед" (№3 2009 год).

 

Дошкольное детство – это период образных форм сознания. Ребенок овладевает в это время образными средствами, которые являются для него основными – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки. Исследованиями Н.Венгера, А.Запорожца, Ж..Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. В процессе формирования наглядно-образного мышления действия детей вначале осуществляются с реальными предметами, затем начинают воспроизводиться без опоры на реальные объекты, т.е. воспроизводятся на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями (это игрушки, предметные картинки, конкретные схемы). Дети быстро усваивают, что действия с моделями надо соотносить с оригиналами.

В процессе реализации разных видов деятельности развивается знаковая функция сознания ребенка, который овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей. В них отображаются связи и отношения реальных предметов и явлений. Многие виды знаний абстрактны, и ребенку трудно понять и усвоить их лишь на основе словесного объяснения педагога или в процессе выполнения педагогом определенных действий с предметами. Абстрактные знания усваиваются намного легче, если их дают детям в виде действий с моделями, отображающими существенные признаки изучаемых явлений.

При использовании специальных приемов обучения дети учатся оперировать наглядными моделями, ориентироваться на существенные признаки понятий, устанавливать отношения подчиненности в элементарных понятийных структурах, сравнивать понятия разной степени обобщенности.

Зависимость развития ребенка и его мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять этим развитием, строить обучение так, чтобы оно совершенствовало способы мышления, помогало приобретать новые его типы и расширять круг доступных мыслительных задач. Тесная взаимосвязь между развитием мышления и речи детей предполагает успешную реализацию задач по развитию речи при организации целенаправленной работы над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления (как промежуточного звена между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением) – на занятиях с детьми дошкольного возраста.

На основе теоретических положений Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии, была разработана модель развития познавательной деятельности детей с особенностями в развитии, суть которой состоит в том, что и нормальный ребенок, и ребенок с ограниченными возможностями развиваются по единым законам . Отличие состоит в том, что у последнего развитие идет медленнее и имеет качественное своеобразие, что определяется недоразвитием речи и обуславливает необходимость специальной коррекционной работы.

У детей с нарушениями речи (ЗПР, ОНР, алалией, дизартрией) страдает понимание логико-грамматических конструкций, включающих в себя абстрактные понятия или элементы абстрагирования. Таких детей отличает конкретность мышления, стереотипия, отсутствие вариативности.

Для развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, вариативности воображения, преодоления аграмматизмов, развития навыков построения правильно оформленного предложения наряду с традиционными методами и приемами мы предлагаем использовать метод наглядного моделирования, а в частности, прием «обобщенная схема».

Использование обобщенных схем оптимально при определенном уровне сформированности наглядно-образного мышления, фонематического слуха, элементарных навыков звукослогового анализа и синтеза слова. Подвести к освоению обобщенной схемы можно, соблюдая последовательность в овладении действиями: с предметами, с их заместителями, с изображениями, с конкретными схемами, и лишь в последнюю очередь – с обобщенными схемами.

Обобщенная схема представляет собой либо символический образ какого-либо абстрактного понятия, либо набор образов, составляющих алгоритм структуры той или иной грамматической конструкции, наполняющейся содержанием конкретных лексических тем.

Практическое использование алгоритмов работы над обобщенными схемами помогают более эффективно решать задачи:

Чтобы прочитать всю статью, скачайте её:

Скачать
обобщенная схема.doc
Microsoft Word документ 107.0 KB

 

Поделись с коллегой!